formulamobile.ru

Русские следы в нор па де кале. Регионы Франции: Нор-Па-де-Кале

Нор-Па-де-Кале – старинный французский регион со столицей в городе . До того, как стать французским владением в 1713 г., регион входил в Южные Нидерланды и Испанские Нидерланды, поэтому здесь до сих пор чувствуется бельгийское и голландское влияние. Сейчас (после территориальной реформы 2016 г.) Нор-Па-де-Кале вместе с составляют французский регион О-де-Франс – «Верх Франции». Название неслучайно: регион находится на севере страны. Западная его часть омывается водами Ла Манша, – Северным морем. На востоке регион граничит с Бельгией.

Туризм в Нор-Па-де-Кале

С точки зрения посещения туристов, это 8-й регион во Франции. Больше всего сюда приезжают сами французы – жители столичного региона. Но и иностранцев также достаточно, особенно из соседних стран – Бельгии и Англии.

Самый популярный туристический объект – государственный центр по изучению моря Nausicaá , расположенный в Булонь-сюр-Мер. После реконструкции, которая должна завершиться летом 2018 г., центр станет самым большим аквариумом в Европе. Кроме 40 аквариумов и террариумов с 4,5 млн литрами морской воды и 36 тыс. видами морских обитателей со всего мира, это научно-технический центр, посвященный морю и его изучению; здесь собраны специализированные фильмы и медиатека, проводятся выставки, конференции, педагогические программы. Назван центр в честь принцессы Навсикаи из греческой мифологии, о встрече этой принцессы с Одиссеем повествуется Гомером.

Второе по популярности место называют вторым – это музей Лувр-Лан (Louvre-Lens) , расположенный в городке Лан. Музей построен на месте бывшей шахты. В новом современном здании проводят выставки из коллекции парижского Лувра, а также временные экспозиции национального и мирового уровня.

Из природных объектов туристов больше всего привлекает на Ла Манше от Берка (Berck) до Брэй-Дюн (Bray-Dunes) через Лё Туке (Le Touquet), Ардло (Hardelot), Вимрё (Wimereux), Висан (Wissant) – , куда съезжаются многочисленные отдыхающие. Также красивы мысы Блан-Не (Blanc-Nez) и Гри-Не (Gris-Nez), гора Сен-Фриё (Saint-Frieux), бухты де Канш (de Canche) и д’Оти (d’Authie).

Нор-Па-де-Кале в списке мирового наследия ЮНЕСКО

В включены такие объекты региона, как:

  • 17 ;
  • Фольклорный праздник «Шествие гигантов и драконов»;
  • цитадель города Аррас (классифицирована в категории «Фортификации Вобана»);
  • архитектурно-природный комплекс шахтерского бассейна Нор-Па-де-Кале.

Куда поехать в Нор-Па-де-Кале

Столица северного региона, современный привлекательный и динамичный город с богатым историческим наследием. Достойны посещения разнообразные кварталы Лилля:

  • Вобан Эскерм (Vauban Esquermes ) – зажиточный квартал на западе города. Здесь находятся цитадель Лилля, Булонский лес, и речка.
  • Евралилль (Euralille) – деловой квартал с прекрасными экземплярами современной архитектуры.
  • Мулен (Moulins ) – народный квартал, где в XIX в. жили рабочие. С тех пор его имидж преобразился и здесь приятно прогуляться.
  • Риур (Rihour) – а здесь можно хорошо расслабиться в многочисленных ресторанах и бутиках. Назван по имени Дворца Риур, где проживали герцоги Бургундские. И здесь располагается музей изобразительных искусств.

В Лилле обязательно надо увидеть Театральную площадь с беффруа Торговой палаты и Оперу, посетить цитадель Вобана и художественный музей, посидеть в кафе на Гранд’Пляс в окружении прекрасных зданий. В первый уикенд сентября в Лилле проводится грандиозная распродажа, растягивающаяся на 100 км.

Вимрё (Wimereux) – очаровательный курортный город

Курорт на Опаловом берегу. Сюда приезжают на море, ведь пляж Вимрё – идеальное место для семейного отдыха. Это мелкий мягкий песок и возможность заняться водными видами спорта.

Дюнкерк (Dunkerque) – великолепный портовый город

Третий порт Франции и город с богатой историей. Прогуляйтесь по набережной, зайдите в портовый музей и полюбуйтесь на две колокольни, включенные в список наследия ЮНЕСКО, — у церкви Сент-Элуа и городской ратуши. Городской пляж Мало-ле-Бэн (Malo-les-Bains) прозван «королем пляжей севера».

Лё Туке (Le Touquet) – элегантный курорт

Туке-Пари-Пляж – один из самых популярных курортных городов Франции. До него просто . Здесь 12 км пляжей, огромный сосновый бор, аквапарк.

Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer) – рыбацкий порт

Красивый город с базиликой Нотр-Дам, замком и аквариумом Навсикая.

Одинген (Audinghen) – место боев Второй мировой войны

Это деревушка – самый близкий к Англии французский населенный пункт. Со времен войны здесь остались укрепления и военная техника. Вдоль живописного побережья проложены тропинки.

Кухня Нор-Па-де-Кале

Региональная кухня по большей части состоит из блюд, типичных для Фландрии; на Опаловом берегу также чувствуется влияние Англии, а в шахтерском районе – Польши. Типичные продукты региона – картофель, говядина, сливочное масло, сыры, рыба и морепродукты. Блюда: петух в пиве (coq à la bière), вельш (welsh) — гренки с ветчиной, запеченные под расплавленном в пиве сыром, блины на пиве, копченая селедка, ватерзой (waterzooi) – рыбная или куриная похлебка, яблочные пироги, вафли.

В регионе производится много , самые знаменитые – марой (maroilles) и мимолет (mimolette). Среди других известных сортов можно назвать берг (bergues), булет д’Авэсн (boulette d’Avesnes), дофэн (dauphin), мон де Ка (mont des Cats), вьё-лиль (vieux-lille), паве де Рубэ (pavé de Roubaix) и вьё Булонь (vieux Boulogne) – один из самых вонючих сыров в мире.

Суровая красота Северной Франции, и в частности Нор-Па-де-Кале (Nord-Pas-de-Calais), располагающегося на территории исторической области Французская Фландрия, доступна лишь тем, кто готов мириться с достаточно холодным влажным климатом (летом средняя температура не поднимается выше 20 градусов) и «скромностью», входящих в её состав регионов. Навряд ли эту часть страны можно назвать избалованной вниманием туристов. Большинство достопримечательностей было уничтожено во время Второй Мировой войны, а воды побережья, омываемого Ла-Маншем, скорее приспособлены для любителей виндсерфинга, чем для желающих понежиться на пляжах под жарким солнцем.Нор-Па-де-Кале - один из трех северных регионов, территория которого имеет выход к проливу. Более того, протяженная береговая линия, со скалами и пляжами с золотистым песком, - достоинство этой не балующей яркостью красок части Франции. Опаловый берег или Кот-д’Опаль (C?te d’Opale) изобилует прекрасно оборудованными курортами, полюбившимися живущими через пролив англичанами.

Пролив Ла-Манш соединяет Северное море с Атлантическим океаном, его воды разделяют континентальную Европу, представленную Францией, и остров Великобритания. Самым узким местом пролива считается Па-де-Кале. В 90-е годы под Ла-Маншем построили знаменитый железнодорожный Евротоннель, соединяющий Англию и Францию, названный американским обществом инженеров-строителей одним из семи новых чудес света.

Департаменты и города Нор-Па-де-Кале

В состав региона входят два департамента: Па-де-Кале (Pas-de-Calais) и Нор (Nord). Административный центр Па-де-Кале - город Аррас (Arras). Региональная столица и главный город департамента Нор - Лилль (Lille). Крупные порты - Кале (Calais) и Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-Mer), по совместительству являющийся курортом.Другие большие города - Дуэ (Douai), Валансьен (Valenciennes), Дюнкерк (Dunkerque) и Бетюн (B?thune).

Земля Нор-Па-де-Кале богата на таланты. Именно здесь родился великий художник Анри Матисс, один из самых известных французских президентов Шарль де Голль и не менее известный, правда, своими «кровавыми» делами, деятель Великой французской революции Максимилиан Робеспьер.

История и культура

История региона Нор-Па-де-Кале уходит корнями еще в доисторическую эпоху. Уже тогда на этой территории жили люди, оставившие после себя каменные орудия. В дальнейшем вплоть до того момента, когда два автономных департамента были объединены в одну административную единицу в 1960 году, Нор и Па-де-Кале развивались отдельно друг друга, представляя огромный интерес для различных завоевателей, среди которых были и кельты, и римляне, и англичане, и испанцы. Лишь в 17 веке окончательно эти земли вошли в состав Франции.В Средние века департамент Нор вместе с большей частью Бельгии и «куском» Нидерландов был ничем иным, как Фландрией. Сегодня жители всего региона гордятся своими фламандскими корнями, культурой и даже кухней, до сих пор живущими в их сердцах. Любовь проявляется и в языке, на котором говорят обитатели южной части Нора. Пикардийский диалект французского языка под названием «ш ’ти» (le ch’ti) - не менее интересная и любопытная достопримечательность, чем образцы фламандской архитектуры.

Как добраться до Нор-Па-де-Кале

Несколько международных и региональных аэропортов связывают Нор-Па-де-Кале с другими городами. Международный аэропорт города Лилля (A?roport de Lille-Lesquin) расположен на расстоянии 10 км от центра города. Здесь приземляются регулярные внутренние (из Бордо, Марселя, Лиона, Рена, Ниццы, Нанта, Страсбурга и Тулузы) и международные рейсы: из Испании, Алжира, Марокко и Португалии. Прямого авиасообщения с городами России из Лилля нет. Региональный аэропорт в городе Ле-Туке (A?roport du Touquet C?te d’Opale) располагается в юго-восточной части Опалового побережья и обслуживает регулярные и частные рейсы. Другой региональный аэропорт Кале-Дюнкерк (A?roport de Calais - Dunkerque) находится в городе Марк в департаменте Па-де-Кале.

На поезде

Большинство поездов TGV из Парижа в сторону городов Нор-Па-де-Кале отправляется с Северного вокзала (Paris Nord). Путь до центра департамента Па-де-Кале города Арра?с займет 56 минут. Стоимость проезда вторым классом - от 36 EUR. Дорога в региональную столицу Лилль займет 1 час. Стоимость проезда вторым классом - от 43 EUR. Также в Лилль можно добраться из Брюсселя: французские TGV или поезда Eurostar доставят вас сюда всего за 35 минут и 29-68 EUR. Время в пути из Парижа до одного из крупных портов Кале в среднем занимает около двух часов (все зависит от маршрута). Стоимость проезда вторым классом - от 47 EUR. Существует и железнодорожное сообщение с Лондоном: поезд идёт по тоннелю под Ла-Маншем.

На машине

Лилль - один из самых удобных для автомобилистов населенных пунктов. Здесь сходятся многие автомагистрали. Для того, чтобы попасть в столицу, из Парижа нужно ехать по автобану А1, который также соединяет с крупным городом Аррасом. А23 - связующее звено между Лиллем и Валансьеном. A25 соединяет Лилль, Дюнкерк и Кале.

Кухня и рестораны

Нор-Па-де-Кале имеет свою ярко выраженную кухню, многие блюда из которой фламандского происхождения. Первооснова любых рецептов - региональные продукты самого высокого качества: птица из Лика (volaille de Licques), картофель из Мельвиля (pomme de terre de Merville), фасоль Линго дю Нор (haricot lingot du Nord) и говядина Белль Блё (boeuf de race «belle Bleue»).Характерные особенности гастрономии: прежде всего, наличие пива в составе многих блюд. Суп с пивом (soupe ? la bi?re), петух в пиве (coq ? la bi?re), кролик в пиве с черносливом (lapin ? la bi?re et aux pruneaux), и даже десерт - блины с пивом (cr?pes ? la bi?re) - небольшой список «пивных» изысков. Другая особенность - верность проверенной веками рецептуре. Карбонад Фламанд (carbonade Flamande), ватерзои из курицы (waterzo? de volaille), ватерзои из рыбы (waterzoi de poisons), потжевлеш (potjevleesch) - наследие фламандской кухни.Блюда с морепродуктами также входят в меню жителей Нор-Па-де-Кале: салат из маринованной сельди в сидре (salade de rollmops au cidre), морские мидии (moules marini?res) и многое другое.

Популярные отели Нор-Па-де-Кале

Развлечения и достопримечательности Нор-Па-де-Кале

Несмотря на колоссальные разрушения, которые принесла с собой Вторая мировая война, многие города Нор-Па-де-Кале сохранили некоторые из своих достопримечательностей. Это башня Беффруа и ратуша (beffroi et h?tel de Ville), охраняемые Юнеско и построенные в 15-16 веках, в Аррасе. Большая площадь (Grande Place), с 11 века служившая центром для городской торговли и располагающаяся в том же городе. Дворец Риур (palais Rihour) Старая Биржа (vieille bourse) и Цитадель (citadelle) в Лилле. Аббатство Мон-Сент-Элуа в 10 км к северо-западу от Арраса.Музей изящных искусств ( Palais des Beaux-Arts) в Лилле - один из первых музеев, которые открыли во Франции. Его богатейшая коллекция уступает только Лувру. График работы: понедельник - с 14:00 до 18:00, со среды по воскресенье - с 10:00 до 18:00. Вторник - выходной день. Стоимость билета: 8 EUR для взрослых, 4 EUR - для детей.

Название Нор-Па-де-Кале происходит от названий двух основных департаментов региона «Nord» (с фр. - «север», это самый северный департамент во Франции) и «Pas-de-Calais».

Хотя регион не самый посещаемый туристами во Франции, здесь немало интересных городов, курортов и достопримечательностей. Даже если вы не планируете провести всю поездку во Францию здесь, на севере, мы предлагаем вам выделить пару дней на изучение в начале или в конце поездки.

Регион Норд-па-ле-Кале больше всего известен своими курортами Le Touquet и Boulogne . Оба этих места — весьма оживленные на протяжении всего года, благодаря их популярности среди жителей , Великобритании и других стан в окрестностях. В этом регионе сосредоточено больше всего башен «беффруа «, внесенных в , наряду с беффруа Бельгии ().

В Норд-па-ле-Кале находится один из важных городов Франции — , с множеством интересных зданий на центральной площади и выдающейся коллекцией .

Несколько городов в регионе Nord-Pas-de-Calais известны своими , популярными и среди французов, и среди иностранных туристов. Один из самых больших рождественских рынков проводится в .

Города и деревни в Норд-Па-де-Кале


Что посмотреть в Норд-па-ле-Кале?

— это крупный город, который за последние годы заново открыл и обновил себя, и теперь есть чем восхищаться. Дворцовый — один из самых впечатляющих музеев Франции.

К югу от Лилля — еще один из самых интересных городов в регионе. Помимо того, что вы можете полюбоваться домами в стиле фламандского барокко в центре города, обязательно посетите Музей Каррьера Веллингтона, чтобы узнать о жизни солдат во время Первой Мировая война.

(Calais) — ближайшая к Англии точка материка, главный пункт паромного сообщения с островом. Недалеко расположен живописный укрепленный городок — крупнейший рыболовный порт Франции, который может похвастаться прекрасным (один из редких ) с выдающимся музеем внутри.

Рубе (Roubaix) — город к северо-востоку от Лилля, который также очень хорошо себя зарекомендовал. Город также известен как конечная точка знаменитой велогонки Париж-Рубе, проводимой каждый год. В Рубе обязательно посетите Музей искусства и промышленности, чтобы увидеть бассейн Art Deco и сам музей!

К востоку от Лилля и Арраса есть несколько других городов, которые стоит посетить, например , официально внесенный в список городов искусства и истории, Валансьен (Valenciennes) и курортный город Сен-Аманд-ле-О (Saint-Amand-les-Eaux) в сердце регионального природного парка Скарп-Эскаур. В Le Quesnoy есть привлекательная прогулка вокруг валов.

В деревне Бавай (Bavay вы можете увидеть одни из самых важных древних римских руин в регионе. В Маройе (Maroilles) можно исследовать Regional Natural Park de l’Avesnois. Солр-ле-Шато (Solre-le-Chateau) — это приятный город с необычной церковью.

Между городом Лилль и береговой линией находится Сент-Омер (Saint-Omer) с интересным историческим центром, в соседнем Эре-сюр-ла-Лис (Aire-sur-la-Lys, к юго-востоку от Сент-Омера) есть несколько интересных достопримечательностей.

Небольшой городок Кассель (Cassel , к северо-востоку от Сент-Омера) очень типичен для региона и приятен для прогулок, с его видами на равнины ниже. Затем можно совершить поездку в соседнюю деревню Эскельбек (Esquelbecq) с ее замком и военными мемориалами.

В нескольких километрах от побережья, к востоку от Ле-Туке, обязательно посетите приятный город Монтрей (Montreuil).

Колокольни

На севере Франции и в Бельгии есть большое количество колокольней, которые вместе были внесены в из-за их исторического значения. Вы столкнетесь с некоторыми из них, когда будете путешествовать по Норд-Па-де-Кале, включая впечатляющий пример в Дуэ.

Прибрежный Норд-Па-де-Кале

В регионе Кале находятся несколько морских курортов, в том числе Ле Туке и . Эти курорты одинаково популярны среди парижан, покупателей в однодневной поездке во Францию из Великобритании и отдыхающих из Великобритании.

Центр Nausicaa в — один из самых больших и впечатляющих аквариумов и морских центров в Европе, который станет визитной карточкой вашего визита.

Другие морские курорты на этом участке побережья включают Berck-Plage, укрепленный город в Гравелине (Gravelines), Гардело (Hardelot), Вимере (Wimereux) и Виссан (Wissant).

Некоторые пляжи региона, особенно те, что к югу от , особенно привлекательны и популярны (в то время как в вы можете посетить национальный памятник, посвященный Наполеону, у Колонны Великой Армии).

Находясь на побережье, не забудьте посетить Кап-Гри-Нез и Кап-Блан-Нез, чтобы полюбоваться впечатляющими пейзажами прибрежных скал.

Природные парки Норд-па-ле-Кале

Большая часть самой северной части региона между и в настоящее время является частью Regional Natural Park des Caps et Marais d’Opale, который включает в себя так называемое опаловое побережье.

Кап-Блан-Нез и Кап-Гри-Нез, расположенные здесь на побережье, перечислены среди 30 официальных «Великих достопримечательностей Франции».

Еще два Природных парка находятся дальше на восток в Норд-Па-де-Кале: Scarpe-Escaut Regional Natural Park расположен к юго-востоку от Лилля, а Regional Natural Park de l’Avesnois — к востоку от Норд-Па-де. Регион Кале, к югу от Мобёж. Вы можете исследовать лес Мармоль недалеко от Le Quesnoy в Региональном природном парке Л’Авеснуа.

Название региона Нор - Па-де-Кале отражает его административное деление: в нем два департамента - Нор и Па-де-Кале. Нор - от французского «север», что точно отражает местоположение департамента и региона - самого северного во Франции. Из-за такого местоположения Нор - Па-де-Кале сами французы в разговоре иногда называют Верхней Францией или Северной Пикардией.

В Средние века английский эксклав на материке с центром в городе Кале именовался Пэйл-Кале, пока в 1559 г. не вернулся к Франции.
Поверхность Нор - Па-де-Кале занимают Фландрская низменность и возвышенность Артуа с отдельными холмами высотой 150-200 м. Побережье Атлантического океана - скалы, крупные дюны и пикардийские лиманы.
Первые города появились в местах, издавна населенных кельтами, когда в 16 г. до н. э. район стал частью римской провинции Белгика: Тарванна (современный Теруан), Багакум (Баве) и Неметакум (Аррас). В начале V в. англы, саксы и франки вынудили римлян оставить Белгику и стали активно расселяться по всей ее территории.
К середине VIII в. большая часть нынешнего Нор - Па-де-Кале оказалась в составе франкского государства Каролингов, впоследствии - империи. В 843 г. империю разделили между наследниками императора Карла Великого, река Шельда стала границей между Королевством западных франков и Срединным государством.
К X в. регион уже был экономически развитым, фламандские города разбогатели на торговле сукном, и постоянно вспыхивали восстания богатых фландрских городов против своих графов. Когда графство Фландрия осталось без правителя и началась Война за фламандское наследство 1244-1257 гг., города Фландрии путем хитрых комбинаций, поддерживая то одну, то другую сторону, стали самыми процветающими в Европе. Тем не менее еще сто лет продолжались войны между династиями Авен и Дампьер за графства Фландрия и Эно.
Ситуация осложнялась еще и тем, что шла ожесточенная борьба между Францией и Англией за материковое побережье Ла-Манша, оказавшееся под властью английских королей. Сражения шли страшные: в знаменитой Битве при Бувине 1214 г. под Лиллем французы и англичане с союзниками потеряли только убитыми около 2 тыс. человек. В XIV в. фламандские торгово-промышленные города вступили в союз с Англией и изгнали французского короля Людовика I Неверского из Фландрии.
В конце XV в. регион вновь разделили - между Францией и династией Габсбургов (в результате династических браков он достался Испании). В XVI в. в северных районах распространился протестантизм - как протест против деспотизма. Ответом Габсбургов стала инквизиция, а Франции - изгнание протестантов.
Испания и Франция долго воевали за обладание богатым краем, но окончательно он стал французским после Утрехтского мира 1713 г., положившего конец Войне за испанское наследство 1701-1714 гг.
Во время Первой и Второй мировых войн Нор - Па-де-Кале оккупировали германские войска, разместившие здесь военные аэродромы и стартовые площадки ракет «Фау» для атак на Англию с воздуха.

Регион Франции

В 2016 г., в соответствии с планом административной реформы во Франции, отдельный регион Нор - Па-де-Кале упразднен и в настоящее время является частью нового региона - Нор - Па-де-Кале - Пикардия.
Регион Hop - Па-де-Кале граничит с экономически высокоразвитой Бельгией. Его побережье - важнейший в судоходном отношении пролив Ла-Манш и Северное море. Под проливом пробит железнодорожный тоннель, соединяющий материковую часть Европы с Британскими островами.
Три источника процветания Нор - Па-де-Кале: шерсть, из которой делали и делают лучшие ткани в Европе; каналы, связавшие регион с отдаленными районами страны, и Евротоннель, по которому добраться до Англии можно всего за 20-30 мин.
Подчеркивая исторические связи между Бельгией и своим регионом (его северная часть в прошлом входила в графство Фландрия со столицей в Дуэ), жители называют эти места Фландрией. В истории европейских войн район был также известен как Испанские Нидерланды. Южная часть включает территории исторической провинции Артуа. Также в его составе находятся несколько районов исторической Пикардии.
Отсюда и языковые особенности: все говорят на французском, а часть населения - на западном фламандском, нидерландском диалекте и пикардийском диалекте (ш"ти).
Нор - Па-де-Кале - один из крупнейших по плотности населения регионов во Франции. 75% жителей заняты в сфере услуг, 23% - в промышленности и лишь 2% - в аграрном секторе. Тем не менее сельское хозяйство - высокоразвитая отрасль, обрабатываемые земли занимают 70% территории (средний показатель для других
регионов - 53%), на них выращивают треть всего картофеля Франции. Традиционная отрасль - морское рыболовство: Булонь-сюр-Мер - крупнейший рыболовный порт страны.
Несмотря на то что текстильная промышленность веками оставалась основой экономики, в начале XVIII в. началась промышленная добыча угля, вызвавшая развитие металлургии. Хотя добыча угля неуклонно снижается, историческое значение каменноугольного бассейна в Нор - Па-де-Кале столь велико, что бассейн внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выплавка стали и текстильная промышленность и сегодня остаются важнейшими отраслями экономики.
Особое значение в масштабах всей Европы Нор - Па-де-Кале приобрел в 1994 г., после открытия упомянутого выше тоннеля под Ла-Маншем, кратко именуемого Евротоннелем. Железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км включает подводную часть длиной 39 км. Соединив континентальную Европу с Великобританией, Евротоннель многократно увеличил важность региона.
Также огромное значение для него и в целом для всей Франции имеет транспортное значение рек и каналов. Здесь много рек, впадающих в Атлантический океан, самые крупные - Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис, сыгравшие важнейшую роль в его истории: в Средние века реки служили природными границами государств.
Почти все реки судоходны, они объединены единой сетью каналов Дюнкерк - Эско, обеспечивая выход к морю практически всем относительно крупным городам во внутренних районах страны. Реки и каналы в значительной степени - местами просто катастрофически - загрязнены промышленными и бытовыми отходами.
Лилль - столица региона и его самый большой город. Вместе с городами Рубе, Туркуэн и Вильнев-д"Аск образует ядро района промышленных и бывших шахтерских городов, где в общей сложности проживает около миллиона человек.
Кале - второй по величине в Нор - Па-де-Кале, он представляет собой экономико-транспортное звено, связывающее континент с находящимся на другой стороне пролива английским Дувром. Расстояние между Дувром и Кале - 34 км, и, таким образом, Нор - Па-де-Кале является ближайшим к острову Великобритания континентальным побережьем.
В регионе находятся еще два объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО: 17 колоколен-беффруа в разных городах и цитадель Аррас - одно из укреплений Вобана.

Общая информация

Местонахождение : север Франции.
Административное деление : 2 департамента (Нор и Па-де-Кале), 13 округов, 156 кантонов и 1546 коммун.
Административная принадлежность : регион Нор - Па-де-Кале - Пикардия (с 2016 г.).
Административный центр : город Лилль - 231 491 чел. (2013 г.).
Города : Рубе - 95 866 чел. (2013 г.), Туркуэн - 93 974 чел. (2013 г.), Дюнкерк - 89 882 чел. (2013 г.), Кале - 72 520 чел. (2013 г.), Вильнёв-д"Аск - 62 616 чел. (2013 г.), Валансьен - 42 851 чел. (2013 г.).
Языки : французский - официальный, западный фламандский, нидерландский диалект и пикардийский диалект (ш"ти).
Этнический состав : французы, выходцы из стран Северной Африки, Италии, Португалии, Испании.
Религии : католицизм - 85%, прочие (протестантизм, ислам, иудаизм) - 15% (2013 г.).
Денежная единица : евро.
Реки : Аа, Шельда (Эско), Самбра и Лис.
Аэропорты : международный аэропорт Лескен (Лилль).
Соседние страны, регионы и акватории : на севере и востоке - Бельгия, на юге - Пикардия, западе - пролив Ла-Манш, на северо-западе - Северное море.

Цифры

Площадь : 12 414 км 2 .
Протяженность границы с Бельгией : 350 км.
Протяженность береговой линии : более 140 км.
Население : 4 050 756 чел. (2012 г.).
Плотность населения : 326,3 чел/км 2 .
Городское население : 83% (2012 г.).
Самая высокая точка : 271 м (холм у города Анор).

Климат и погода

Умеренный морской.
Средняя температура января : +4,5°С.
Средняя температура июля : +17,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 690 мм на побережье, 740 мм на востоке.
Относит, влажность воздуха : 70-75%.

Экономика

ВРП : €140 млрд (2014 г.), на душу населения - €34 422 (2014 г.).
Полезные ископаемые : каменный уголь.
Промышленность : угледобывающая, сталелитейная, машиностроительная (автомобильная), легкая (текстильная), пищевая.
Морские порты : Дюнкерк (грузо-пассажирский), Булонь-сюр-Мер (рыбный).
Речное судоходство : реки Аа и Шельда, сеть каналов Дюнкерк - Эско.
Сельское хозяйство : растениеводство (пшеница, картофель, сахарная свекла, яблоки), животноводство (мясо-молочное, свиноводство, овцеводство).
Морское рыболовство.
Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Архитектурные

Канал Нёффосе (часть системы каналов Дюнкерк - Эско, 1760), Евротоннель (тоннель под Ла-Маншем, 1994 г.).

Город Лилль

Капелла Богоматери Примирения (XIII в.), госпиталь Графини (XV и XVII вв.), церковь Св. Маврикия (XIV-XIX вв.), дворец Риур (XV в.), Благородная башня (начало XVII в.), цитадель (XVII в.), Парижские ворота (1685-1692 гг.), Дворец изящных искусств (1792 г.), Кафедральный собор Богоматери Виноградной Лозы (ХІХ-ХХвв.), дом Шарля де Голля (XIX в.), колонна Богини (1845 г.).

Природные

Опаловый берег, дюны Фландрии (природные заповедники Дюна Маршан, ископаемая Дюна Гивельд, Дюна Девульф и Дюна Паррот), лагуны Пикардии, Фламандская затопляемая приморская равнина, заповедник Болота Аудомаро, горные гряды-куэсты, бокаж (культурный ландшафт) Авен-сур-Эльп, природный регион Фамен, известняковая гряда Калестьен, мысы Бланк-Hex и Гри-He, гора Сен-Фро, природный заповедник Заливы Канше и д"Отье.

Исторические

Аббатство Мон-Сент-Элуа (VII в.), здания бывшего приюта Авре (1260 г.), колокольни-беффруа (XI-XVII вв.), цитадель Аррас (укрепления Вобана, XVII-XVIII вв.), судоподъемник-музей «Фонтинетт» (1888 г.).

Культовые

Церковь Св. Христофора (Туркуэн, XI в.), церковь Сент-Элуа (Дюнкерк, XV в.), церковь Св. Мартена (Рубе, XVI в.), церковь Св. Жозефа (Рубе, конец XIX в.).

Любопытные факты

■ Евротоннель - третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире после Готардского (Швейцария, 57,1 км) и тоннеля Сэйкан (Япония, 53,85 км). Но пока еще Евротоннель держит рекорд по протяженности подводной части. По разным оценкам, срок окупаемости Евротоннеля составит от 800 до 1200 лет.
■ Транспортный шедевр меньшего размера - судоподъемник «Фонтинетт», сооруженный в 1888 г. на канале Нёфоссе. Он способен поднимать суда водоизмещением до 300 т, что позволило избежать строительства пяти дополнительных шлюзов.
С помощью гидравлических 90-тонных насосов судно - вместе с 64 т воды в полости судоподъемника - поднималось на 13 м. Колоссальным устройством управляли всего 6 чел. Судоподъемник проработал почти сто лет - до 1967 г., пока его не заменили более совершенным. Местные любители старины спасли «Фонтинетт» от переплавки на металлолом, и теперь тут популярный музей.
■ Корни необычно звучащего названия реки Аа прослеживаются в древненидерландском языке, на котором оно означает просто «вода».
■ В Булоне - прибрежной зоне пролива Ла-Манш в департаменте Па-де-Кале, - в окрестностях города Булонь-сюр-Мер выращивается одна из самых известных французских тяжеловозных пород лошадей. Булонская порода достигает роста едва ли не под два метра, а весит около тонны. Гигант отличается удивительным послушанием и привязанностью к хозяину.
■ Тот же город Булонь-сюр-Мер известен во всем мире как место, где по довольно сложной технологии изготавливается мягкий сыр «Вьё Булонь». Сыр отличается самым отталкивающим запахом из всех сыров Франции, что подтверждено исследованиями с помощью специального аппарата «электронный нос». При этом сыр пользуется большим спросом во всем мире.
■ В районе города Вимерё у Северного моря найдены каменные орудия эпохи палеолита рядом о остатками скелетов слонов и бегемотов. Все находки возрастом около 700 тыс. лет.
■ В III в. германские племена франков и алеманов часто грабили города римской провинции Белгика. Римляне заключили союз с франками, чтобы те защищали Бел-гику от набегов других варварских племен. И вот тогда-то установилась языковая граница полевому притоку реки Шельда, отделившая германский язык франков (позднее он стал нидерландским языком) от латинского языка римлян, который постепенно вытеснял кельтский, из которого, собственно, и развился язык французский.
■ Еще при римлянах в районе нынешнего Нор - Па-де-Кале начали селиться германские племена англов и саксов. От них сохранились названия деревень и прибрежных местностей: Сент-Годлен, Вьер-Эффруа и Квентовик.
■ В XIII в. во время войн за Северную Францию англичане и французы, как свойственно тем временам, сражались без всякой тактики и общего руководства. Битвы напоминали большую свалку. Сражающиеся более полагались на собственную рыцарскую удаль и отвагу, сломя голову бросаясь в бой. В этом им подавали пример их венценосные правители. Например, в Битве при Бувине 1214 г. император Священной Римской империи Оттон IV и французский король Филипп II Август войсками не командовали, а, надев доспехи, бились как рядовые рыцари.
■ Во время Наполеоновских войн начала XIX в. взлету экономики региона способствовала введенная императором Наполеоном I континентальная блокада Англии. В отсутствие поставок шерсти из Англии промышленность перешла на выпуск хлопчатобумажных тканей, из-за отсутствия английского угля стали добывать собственный, а сахарная свекла заменила тростниковый сахар из бассейна Карибского моря - с английских плантаций.
■ В Нор - Па-де-Кале произошло несколько самых знаменитых сражений Первой мировой войны: Битва на Марне 1914 г., Битва при Лосе 1915 г., Третья битва при Артуа 1915г., Битва на хребте Вими 1917 г. А в Битве при Камбре 20 ноября 1917 г. британские войска произвели первую в истории массированную танковую атаку, подготовив для атаки 476 танков.
■ Порт Дюнкерк известен в первую очередь тем, что в мае-июне 1940 г., в начале Второй мировой войны, в ходе операции «Динамо» отсюда эвакуировано более 300 тыс. английских и 100 тыс. французских солдат, блокированных германскими войсками после Дюнкеркской битвы.
Загрузка...